Деньги из чистого воздуха
31 мая 2022
Природа подарила Карачаево-Черкесии такие жемчужины Кавказа, как Эльбрус, Домбай и Архыз. Первая база отдыха появилась у нас больше ста лет назад, и с тех пор поток гостей в республику только растет. Однако получается странная ситуация. Туристическая отрасль вроде бы должна приносить огромные доходы в казну, но региональный бюджет у нас из года в год – дотационный. Представители РО Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Карачаево-Черкесской Республике выяснили, почему так происходит и что с этим делать.
ГДЕ ПОЖИТЬ...
По данным министерства туризма, курортов и молодежной политики региона в 2021 году в республике работало 230 отелей с общим номерным фондом около 10 000 мест. И этого катастрофически мало.
Например, знаменитый Куршевель уже к 1969 году имел 13 тысяч мест размещения, а сегодня – уже больше 30 тысяч. То есть один французский курорт 50 лет назад мог принять туристов больше, чем вся наша республика сегодня.
ОЛЕГ КОДЖАКОВ, активист РО Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в КЧР:
– В Домбае и Архызе проблем с размещением почти нет. Но и там номерной фонд нужно увеличивать. К примеру, в Домбае есть знаменитый долгострой – 18-этажная гостиница "Аманауз" на 630 мест. Её начали строить ещё 46 лет назад, но работы приостановили практически перед сдачей объекта – оставалось наклеить обои и расставить мебель. Сегодня самое высокое здание посёлка, с необычными балконами, стилизованными под вагоны канатной дороги, так и стоит законсервированным. Что мешает властям найти инвесторов и завершить большую стройку в условиях, что наш регион показывает один из самых высоких темпов роста внутреннего туризма? Не лучше ситуация с размещением и в Архызе – в шаговой доступности от курорта только две туристические деревни Романтик и Лунная поляна. Четыре отеля в этих поселениях рассчитаны лишь на 508 гостей, что для огромного современного кластера – капля в море!
РЕНАТ АКБАЕВ, депутат Парламента Карачаево-Черкесской Республики от Партии СРЗП:
– Цены на размещение, на мой взгляд, очень высокие даже не в сезон. Но планируется строительство ещё как минимум трех туристических деревень. А это уже позволит создать конкурентную среду, когда владельцы отелей будут устанавливать адекватные, а не взятые с потолка цены. Сегодня перед властью и бизнесом стоит главная задача – сделать отдых в наших краях по-настоящему комфортным и доступным для всех желающих.
... И КАК ДОЕХАТЬ
Если вернуться к тому же Куршевелю, то добраться до него не составит никакого труда. На самом курорте есть небольшой аэропорт и ещё четыре крупных – в радиусе 180 километров. Ближайшие к Домбаю и Архызу аэропорты находятся вообще в других регионах.
Регулярных автобусов и маршруток до наших курортов практически нет – приходится добираться на перекладных или брать такси.
Строительство воздушной гавани в Черкесске и развитие общественного транспорта (например, аэроэкспресса) сократило бы время на дорогу от Москвы до горнолыжной трассы всего до 3-4 часов. Сейчас на это уходит по 8-10 и не каждый турист готов на такие испытания.
К сожалению, пока планов строительства аэропорта в республике нет. Его возведение считается экономически целесообразным, если в регионе проживает не меньше 600 тысяч человек, в то время как в Карачаево-Черкесии – лишь 470 тысяч.
При этом осенью прошлого года в Тобольске первый рейс принял новенький аэропорт, который построили на частные деньги. А жителей в этом городе меньше ста тысяч. Было бы желание – инвестор найдется.
ПЕШКОМ ИЛИ НА ТАКСИ
Помимо Домбая и Архыза тысячи туристов со всей страны оценят Тебердинский и Кавказский заповедники, Медовые водопады, Имеретинское озеро и ещё десятки красивейших мест и достопримечательностей республики.
Но вот как добраться до этих красот? Общественный и доступный транспорт туда не ходит, а на такси далеко не у всех есть деньги.
На берегу реки Теберда стоит уникальный Сентинский храм 965 года постройки – один из немногих сохранившихся до наших дней свидетелей византийской эпохи. Но попасть сюда можно только в составе организованных туристических групп, на такси или личном автомобиле. Кстати, взять машину в аренду в КЧР практически невозможно – каршеринга как такового нет.
– Здесь нужно учитывать специфику Кавказа, ведь кто потом будет искать эти автомобили по горам и аулам, – объясняет справедливоросс Ренат Акбаев. – Но в перспективе, если этот бизнес получит развитие, поездки по территории республики станут доступнее.
ДОХОДЫ
Вложения в инфраструктуру альпийского Куршевеля за 70 лет несколько раз окупили себя – сегодня это ведущий рекреационный кластер и один из крупнейших налогоплательщиков Франции. Курорт обеспечивает почти половину всего ВВП департамента Савойи.
Главная роль Карачаево-Черкесии в структуре регионального внутреннего продукта по-прежнему за промышленностью, сельским хозяйством и строительством. Вклад туризма в доходы бюджета весьма скромный, а Домбай и Архыз обеспечивают работой лишь малую часть жителей региона.
Поэтому так необходимо развивать многие другие привлекательные для туристов места. Но пока КЧР, к сожалению, стабильно находится в числе аутсайдеров всевозможных рейтингов. Например, в 2019/20 годах наша республика была на 81 месте из 85 регионов, а в 2021-м поднялась на 79 место в авторитетном рейтинге социально-экономического положения РИА Новости.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ